Социальное партнерство в сфере образования — виды, задачи

Содержание:

Принципы социального партнёрства

Социальное партнёрство в сфере труда основывается на определенных принципах, являющихся основными и необходимыми для соблюдения всеми сторонами взаимоотношений. Базируются в России они на положениях вышеозначенной статьи 24 Трудового кодекса. Согласно ей, принципы социального партнёрства являются следующими:

  • Равноправие. Данный принцип предусматривает равенство всех сторон соцпартнерства с административной точки зрения.
  • Уважение и учет интересов. Под этим подразумевается поиск компромиссных решений, а не тех, которые будут актуальны лишь для одного из участников
  • Заинтересованность. Стороны должны фактически быть заинтересованы во взаимоотношениях.
  • Государственное содействие. Органы власти должны содействовать активному развитию и укреплению соцпартнёрства.
  • Законность. Главенство права над иными принципами партнёрства является основополагающим.
  • Полномочность. Лица, представляющие интересы каждой из сторон должны обладать всеми предусмотренными законом полномочиями и быть законно назначенными.
  • Свобода выбора. Участники взаимоотношений должны быть вправе свободно обсуждать друг с другом любые вопросы, касающиеся сферы труда.
  • Добровольность. Принятие определенных обязательств любой из сторон должно происходить исключительно добровольно, и каждая сторона должна иметь возможность отказаться от такового принятия.
  • Реальность. Все принимаемые обязательства любой из сторон должны быть фактически исполнимыми.
  • Обязательность.  Все заключенные в рамках соцпартнёрства соглашения и договоры должны выполняться в обязательном порядке.
  • Контроль. Стороны должны иметь возможность контроля действий друг друга по выполнению обязательств.
  • Ответственность. Стороны несут ответственность за свои действия и заключенные документы.

Система соцпартнерства

Систему социального партнерства составляют следующие уровни (ст. 26 ТК РФ):

  • федеральный (база по регулированию трудовых отношений в России);
  • межрегиональный (по регулированию трудовых отношений в более чем одном субъекте);
  • региональный (в рамках одного субъекта);
  • отраслевой;
  • территориальный;
  • локальный.

Интересно! Предпосылки к возникновению системы социального партнерства появились в конце XIX века, а расцвет пришелся на вторую половину следующего века.

Социальное партнерство в труде

Органами социального партнерства в области трудовых отношений выступают комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На уровне РФ работу ведет трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, действующая на постоянной основе (ст. 36 ТК РФ). В ее состав входят представители объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства РФ. Подобные образования могут создаваться в субъектах.

Основу процесса социального партнерства составляют коллективные переговоры сторон. Результатом становится соглашение (коллективный договор), содержащее итоговый вариант договоренности по поставленным вопросам.

Социальное партнерство организаций с социальными учреждениями

В качестве такого примера можно рассматривать партнерство образовательного учреждения, например, техникума, и предприятия по профилю подготовки учащихся. По соглашению между ними у студентов один раз в неделю проходят практические занятия на базе данной организации.

Партнерство получается взаимовыгодным: помимо теории, учащиеся осваивают основы профессии, а само предприятие может пополнить свои ряды выпускниками данного учебного заведения.

Роль государства

Государство в социальном партнерстве содействует развитию и становлению данного процесса, а также принимает участие в деятельности трехсторонних комиссий. Именно оно готовит и закрепляет нормативную базу, необходимую при решении вопросов сторонами соцпартнерства.

Участие государства обязательно, когда речь идет о соглашениях, финансовое обеспечение которых производится из казны РФ. В иных случаях необходимость его присутствия определяется договоренностью сторон.

Политика социального партнерства

Партнерство — это согласование интересов различных социальных групп путем переговоров, компромиссов, договоренностей. Участие в данном процессе должно быть добровольным. Участие государства возможно лишь в той мере, которая для него определена в каждом конкретном случае. Стороны социального партнерства свободны в выборе его форм. При этом они обязаны соблюдать определенные принципы.

Значение соцпартнерства

Значение социального партнерства в трудовой сфере состоит в том, что оно приводит разрозненные интересы работников и работодателей к общему значению. При этом прямое вмешательство государства без оснований невозможно. В итоге стороны приходят к взаимовыгодному соглашению.

Примеры соглашений и договоров с соцучреждениями

Наиболее часто встречаются договора и соглашения о социальном партнерстве, когда одной из сторон является социальное учреждение. Это может быть детский сад, школа, колледж, техникум, институт.

При этом обе стороны такого соглашения получают для себя очевидную выгоду: образовательное учреждение получает дополнительную площадку для развития своих воспитанников, а, например, предприятие — будущие кадры в свой штат.

Что такое социальное партнёрство на примере нашей школы?

Мы всегда говорили, что у нас, как у открытой школы, есть ближний и дальний круг взаимодействия. К ближнему кругу мы относили всех образовательных и социальных партнёров, которые находятся у нас в поселке и районе. А дальний начинается с города Оренбурга и дальше.

Мы разделили всех наших партнёров на две группы:

1. Образовательные. Организации, с которыми мы совместно занимаемся образовательной деятельностью. Сюда относятся вузы, колледжи, школы и организации допобразования. 

2. Социальные партнёры. Все, кто не попадает в категорию образования. Например, «Газпромнефть», Поселковый Совет, Женсовет, Совет Ветеранов, Поисковый отряд «Память», Союз ветеранов Афганистана, телестудии, библиотеки, музеи и так далее. У нас их очень много.

Определили, что партнёрство — это взаимовыгодные отношения. Причем часто мы начинаем его с вопроса «Чем мы можем быть вам полезны?» или прежде, чем обратиться к кому-то, заранее продумываем, что можем для потенциального партнера сделать и формулируем предложения

Большинство людей это ценят, когда ты делаешь первый шаг. 

Пример проекта. Видеоролик в обмен на велостоянку

У нас есть давние друзья и партнёры — Новосергиевский механический завод. В августе при планировании «партнерского» блока «Станем друзьями» мы задали им и себе вопрос: 

«Что мы можем предложить?»

  • Помочь в уборке территории, 
  • сделать видеоролик, 
  • провести концерт или новогодний утренник для детей работников завода. 

В результате из нашего меню партнеры выбрали презентационный видеоролик для экономического форума. В ответ они спросили, что нужно нам в обмен. У нас была давняя мечта — оборудовать в школе велостоянку. В результате девятиклассник с папой, который работает на этом заводе инженером, разработали макет, а специалисты завода её сварили.

Преимущества

Социальное партнёрство в организации выгодно не только для трудящихся, но и для тех руководителей, которые заинтересованы в развитии компании. Главная польза партнерства – создание такой атмосферы, в которой сотрудник чувствует себя ответственным за благополучие предприятия. Компания перестает восприниматься как нечто чужое и враждебное, так как трудящийся принимает непосредственное участие в ее развитии. Все это благоприятно сказывается на лояльности работников, показателях их трудоспособности, инициативности. Работникам СП выгодно потому, что помогает отстаивать законные интересы правовым путем. Несмотря на все выгоды, система соцпартнерства в России развита плохо.

Партнерство 1 уровня

Организация партнерства первого уровня подразумевает общую экономическую деятельность. Базовую роль играет контракт, который регулирует обязанности и права партнеров, их роль в доходе, раздел имущества, распределение прибыли. Каждый партнер должен внести вклад.

Под вкладом понимаются: деловая репутация, деловые связи, профессиональные познания, имущество, умения и способности. Валютную оценку вклада партнеры делают по соглашению. По-другому напарник может именоваться, как товарищ, пайщик. Партнер может быть лимитированным, генеральным, младшим, старшим.

Генеральный партнер несет неограниченную ответственность касаемо всех обязанностей. То есть отсутствует предел убытков, которые лицо может взять на себя. Лимитированный партнер имеет ограниченную ответственность (в границах вклада).

Почему социальную проблему можно рассматривать как объект социального партнерства?

Как было отмечено выше, социальная проблема является объектом, вокруг которой формируется социальное партнерство, но ее выявления и осознания всеми субъектами не достаточно для возникновения социального партнерства — необходимо не только разделение интересов каждого из возможных партнеров, четкое определение значимости социальной проблемы для каждой стороны, оценка собственных возможностей по решению проблемы, формулирование целей и задач дальнейшей совместной деятельности, а также выработка четких правил действий в процессе сотрудничества и в результате возможные прогнозы ожидаемых эффектов.

Таким образом, партнерство это не только конструктивное сотрудничество между тремя секторами на общественной арене, оно также включает развитие проектной культуры, как сферы для разделения задач и ответственности между партнерами, и именно партнерство способствует расширению поиска новых, альтернативных вариантов решения социальных проблем в который партнеры вовлекают друг друга. Как результат, данное взаимодействие совместными усилиями пытается решить такие социальные проблемы как оказание помощи целевым группам социальной работы, снижение или устранение загрязнения окружающей среды; сохранение культурного и исторического наследия и т.п.

Связь социального партнерства и рабочего права

В общем понимании предмет соцпартнерства более обширен по своему смыслу, чем предмет коллективного трудового права. Последний, в свою очередь  изменяется лишь в согласии с коллективными взаимоотношениями, по поводу осуществления работы, а предметом соцпартнерства могут выступать как обозначенные нами вопросы, так и взаимоотношения, которые находятся за пределами их границ, например, сюда можно отнести сферу соцобеспечения, здравоохранения и другое подобное этому.

Авторитетный профессор И.Я. Киселев дает определение правовым рамкам соцпартнерства и характеризует его как комплекс определенных правовых норм, которые управляют статусом и правами профсоюзов, равно как и организаций предпринимателей, их общее сотрудничество на отдельных предприятиях и даже вне них; такие коллективные договоры, стоит особо отметить ту их часть, в которой они оказывают огромное и масштабное содействие смягчению любых трудовых конфликтов (а именно обязанность соц мира во время действия договора или соглашения); решение общих рабочих споров в первую очередь с помощью переговоров и в конце концов, достижение взаимовыгодных компромиссов на базе двустороннего и даже трехстороннего сотрудничества между собой.

По мнению многих уважаемых руководителей управления Федерации Профсоюзов касательно вопросов оказания должной защиты любых экономических интересов рабочих, “объектом соцпартнерства являются все вопросы социально-экономической и рабочей области, потому как невозможно вместить в единую или в несколько отдельных статей все актуальные жизненные направления, в следствии которых заключаются договора соцпартнерами; в законодательстве не найти полного перечня социально-трудовых взаимоотношений, кроме отдельных рабочих отношений, в то время как к социально-трудовым также можно смело отнести отношения занятости, соцстрахования, соцобеспечения, здравоохранения, образования, гарантию жильем, стабильность на рынке работы, ценообразование на рынке спроса”.

Если обобщить итоговое понимание, то предметом соцпартнерства может выступать абсолютно любой вопрос по социально-экономическому содержанию в общественной жизни граждан, касательно которого соцпартнеры полагают за свой долг, достичь согласия. С противоположной стороны, стандарты о соцпартнерстве своей частью, которые координируют сферу применения работы, они в совокупности составляют институт общего рабочего права. Таким образом, соцпартнерство можно рассматривать как основной принцип работы и функционирования субъектов общих рабочих отношений, а также как правовой институт. Соцпартнерство, если рассматривать его как правовой институт – это общее положение норм, которые определяют взаимоотношения между соцпартнерами, то есть рабочими коллективами наемных рабочих и их прямыми представителями (профсоюзами, а также разными другими представителями) между работодателями и их личными представителями. Еще существуют также случаи взаимодействий между объединениями определенных субъектов касательно координирования рабочих и социально-экономических взаимоотношений в области применения наемной работы и решении вопросов общих рабочих споров и разногласий.

Основные понятия

СП начало формироваться в 20 веке, когда стало ясно, что антагонизм рабочего класса и работодателя не приводит ни к чему хорошему. Тогда же активно начали развиваться профсоюзы, являющиеся эффективным инструментом для отстаивания прав трудящихся. СП – это целая культура, наиболее развитая в европейских странах. Рассмотрим основные понятия партнерства.

Коллективный договор

Коллективный договор фиксирует договоренности между трудящимися и работодателем. Обычно это соглашение касается таких вопросов, как:

  • Размер зарплат и разного рода компенсаций.
  • Порядок увеличения зарплаты в зависимости от инфляции.
  • Порядок выплаты компенсаций при сверхурочной службе, работе ночью и в выходные.
  • Занятость сотрудников.
  • Длительность рабочего дня (в том числе для отдельных категорий сотрудников).
  • Продолжительность оплачиваемого отпуска.
  • Охрана труда.
  • Обязательства участников соглашения перед друг другом.

Соглашение заключается между предпринимателем и профсоюзом или представителем сотрудников.

ВНИМАНИЕ! Коллективный договор не может противоречить закону. Он не должен ухудшать положение трудящихся

Коллективные переговоры

Именно на коллективных переговорах принимаются различные соглашения. Инициировать их может представитель любой из сторон. Для этого нужно отправить соответствующее уведомление. Сторона, получившая его, обязана вступить в переговоры в течение недели. Для ведения мероприятия нужно собрать комиссию из представителей сторон. Также устанавливается повестка собрания.

ВАЖНО! Трудящиеся имеют право подкреплять свои требования митингами и пикетами, проведенными в свободное от работы время

С чего стоит начинать?

Я бы предложила небольшой проект. Если это будет класс и учитель, то пусть он возьмёт, например, какое-то одно событие, где подготовка займёт неделю, а само мероприятие продлится один-два часа.

Пример проекта. Физика малышам

Ученики 5 класса вместе с кружковцами «ТЕХНО-сила» решили сделать фестиваль науки в детском саду в виде игры. У ребят в саду были младшие сестры и братья. Они спросили, что тем нравится и про что они хотели бы узнать.

Отобрали эксперименты, которые будут показывать, отрепетировали, придумали вопросы и способы вовлечь детей в игру. Продумали сопровождение: кто берет камеру, кто будет снимать, кто ведущий, кто будет помогать делать эксперименты.

Пошли в детский сад с учителем физики, договорилось, в какой группе будут проводить фестиваль. Предложили провести в подготовительной группе, потому что старшие дети смогут лучше понять эксперименты. Договорились о времени.

Провели мероприятие, записали интервью с ребятами, сделали фотографии. После этого смонтировали видеоролик, провели творческий отчёт о событии и выставили проект на школьный фестиваль проектов «Завтра России зависит от нас». Отчитались перед родителями о результатах проекта, рассказали об этом школьному и поселковому сообществам.

Мы не всегда знаем, к чему придём в итоге, когда разрабатываем проект. В процессе работы рождается очень много интересных идей, поэтому первая проектная линия может сильно трансформироваться в процессе, уйти в другую сторону. Но мы собираем и часто потом используем эти предложения в других проектах и делах. Для этого у нас есть специальная копилка идей, которую ведет лаборатория социального проектирования «Школа РОСТа». Часто мы эти идеи дарим другим. Если интересно, можем подарить и вам! 

Что такое Школа — центр социума?

Школа — центр социума объединяет сообщество из выпускников, родителей, партнёров, местных жителей и учеников школы. Школа, вовлекающая сообщество, повышает мотивацию учиться, создаёт условия для получения реальных, а не кабинетных знаний, меняет социум вокруг себя и находит ресурсы для своего развития при помощи благодарных выпускников и партнёров.

Спецпроект Рыбаков Фонда Школа — центр социума рассказывает о том, как стать школой — центром социума и делится историями школ, ставших на этот путь.

Партнерский материал

Различные формы социального партнерства

В различных странах существуют следующие формы социального партнерства:

  • коллективные договоры;
  • производственные совещания;
  • союзы трудовых коллективов.

Также рыночные отношения в современном мире требуют создания нового правового механизма управления, который будет регулировать коллективные взаимоотношений в рабочем обществе. Если на равных предприятиях общее сотрудничество между соцпартнерами было урегулировано определенным на то властью образом, то по региональному, отраслевому, и национальному уровню нужно устанавливать новые для нашего государства правовые модели. Изначально возникшая проблема должного представительства, то есть создание представительных органов на полных правах, как от наемных работников, так и от непосредственных работодателей. В данном направлении были проведены организационно-правовые мероприятия в рамках данной системы.

В некоторых странах, конфедерация работодателей представляет определенную возможность промышленникам и предпринимателям, которая заключается в следующем:

  • проводить единую согласованную политику соцотношений и трудовых отношений;
  • принимать прямое участие в переговорах с профсоюзами на национальном уровне о заключении генерального соглашения;
  • консолидировано настаивать на своих правах и интересах и защищать права касательно развития национального товаропроизводителя;
  • управлять и направлять действия участников касательно политики занятости, зарплаты, соцстрахования, равно как и охраны труда;
  • выступать на международной арене;
  • представлять своих представителей к трехсторонним органам, в национальный совет соцпартнерства, Нацслужбу посредничества, наблюдательные и управленческие советы фондов общеобязательного госсоцстрахования и тому подобное;
  • принимать непосредственное участие в подготовке и создании проектов законодательных актов. Поэтому, в перспективе будут образовываться отраслевые союзы работодателей и предпринимателей.

Кабинет Министров целого ряда стран выступает в соцпартнерстве как управленческий орган, который координирует  управление объектами госсобственности. Государство, как объект соцпартнерства, оставляет за собой очень важную функцию, как возможность создания правовой базы для координирования соцотношений и трудовых отношений. Ко всему прочему, оставляет за собой право на установление на государственном уровне минимальных гарантий для всех трудящихся в области труда. Представителями нанимаемых рабочих выступают профсоюзные объединения.

Главными задачами представителей нанимаемых рабочих является содействие взаимоотношений сторон социальных и трудовых отношений в процессе координирования коллективных трудовых споров, или разногласий, что появились между ними. Также их работой является вынесение прогнозов на предмет выявления общественных рабочих разногласий и содействие их своевременному решению.

Мы коротко рассмотрели что такое социальное партнерство, практика различных стран мира, формы соцпартнерства и связь таких понятий как соцпартнерство и рабочее право. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Ответственность сторон социального партнерства

Статьями 54, 55 ТК установлено что: 1) представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения; 2) лица, виновные в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров; 3) лица, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением — подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

Данная ответственность конкретизируется ст.ст. 5.28-5.31 КоАП.

Ответственность за уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо за нарушение установленного срока их заключения предусмотрена ст. 5.28 КоАП и влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Субъектом правонарушения по этой статье является работодатель или лицо его представляющее.

Ответственность за непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществление контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения предусмотрена ст. 5.29 КоАП и влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Субъектом этого правонарушения является работодатель или лицо его представляющее.

Ответственность за необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения предусмотрена ст. 5.30 КоАП и влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Субъектом этого правонарушения является работодатель или лицо его представляющее.

Ответственность за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению предусмотрена ст. 5.31 и влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Субъектом этого правонарушения является работодатель или лицо его представляющее.

Следовательно, нормами ст. 5.28-5.31 КоАП установлена ответственность лишь для одной стороны социального партнерства — работодателя или его представителей и только при заключении и исполнении коллективного договора.

Кроме того, поскольку ни работодатель, ни лицо его представляющее, не являются непосредственными участниками коллективных переговоров о заключении соглашений, они не могут быть субъектами ответственности за отказ их заключить.

Таким образом, объективная сторона данного проступка не охватывает посягательств на порядок заключения соглашений.

показать содержание

Какие субъекты помимо государства играют важную роль в системе социального партнерства?

Как отмечалось выше, помимо государства в рамках социального партнерства активное участие принимают коммерческие и некоммерческие организации, следовательно, логично предположить, что взаимодействие между участниками возникает тогда, когда представители трех секторов (или любой пары из них) начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждой отдельной взятой группе и обществу в целом. Также партнеры в ходе взаимодействия в равной степени разделяют социальные риски и достижения, ведут различные формы диалога, основанные на взаимном доверии, ответственности и ориентированные на согласование интересов акторов. В результате данного взаимодействия социальное партнерство создает основу для формирования и использования социального капитала. Основываясь на определении можно сделать вывод, что социальный капитал характеризуется комплексом ценностей, разделяемых всеми социальными группами, которые создают между ними критическую массу доверия и возможность взаимодействия. Важным фактором формирования социального капитала является активность третьего сектора – общественных организаций

Одним из первых, кто обратил внимание на роль общественных организаций в США в начале 80-х годов, был М. Портер

Общественные организации действительно играют важную роль в развитии бизнеса при условии выбора правильной стратегии.

Ответственность сторон

Нарушение условий СП предполагает следующую административную ответственность:

  • Штраф в размере 1000-3000 руб. за уклонение от переговоров, касающихся заключения или дополнения коллективного соглашения (согласно 5.28 КоАП).
  • 1000-3000 руб. за то, что работодатель или его представители скрывают или не предоставляют в срок информацию, нужную для ведения переговоров и составления соглашения (согласно 5.29 КоАП).
  • 3000-5000 руб. за отказ без уважительных причин от заключения коллективного соглашения (5.30 КоАП).
  • 3000-5000 руб. за невыполнение пунктов договора (5.31 КоАП).
  • 1000-3000 руб. от уклонения от примирительных мероприятий в случае возникновения конфликта (5.32 КоАП).
  • 2000-4000 руб. за нарушение соглашений, заключенных в ходе примирения сторон (5.33 КоАП).

ВАЖНО! Если работодатель нарушает положения коллективного договора, игнорирует необходимость примирения, трудящиеся вправе организовать забастовку

Понятие социального партнерства

В настоящий период времени в странах происходят такие процессы, которые смело можно охарактеризовать как формирование совместного трудового права. Если в стране состояние экономики испытывает трудности, то общество испытывает острую необходимость в получении необходимого социального баланса между работниками работающими по найму, владельцами или, иначе говоря, — работодателями и непосредственно самим государством. В данный момент хорошо видно то, как правовые средства индивидуального трудового права, в которых главными субъектами выступают отдельные нанимаемые рабочие и такой же отдельный работодатель, не в силах разрешить наиболее срочные проблемы. Главным образом можно наблюдать за взаимодействием, субъектов других “весовых категорий” – то есть коллективы нанимаемых служащих и отдельными коллективами работодателей. Общее решение в содействии обоюдных интересов социально-экономических вопросах между указанными субъектами, а также между ними в целом и государством является следствием создания целой системы общественных отношений, которые за рубежом именуются как – институт соцпартнерства, который полностью переплетен с социально-экономическими отношениями, ведя их от национального уровня к конкретному предприятию, или определенному работодателю.

Момент законодательного становления коллективно-договорной системы в широком списке стран запада начал происходить еще в начале XX столетия.

Определенные нормы коллективно-договорной системы уходят корнями своего происхождения еще к датскому Гражданскому кодексу в 1907 г., и Кодекса обязательств в 1911 г. Постановленного в Швейцарии.  В дальнейшем своем развитии, в ходе выделения норм трудового права в независимую область права, были приобретены определенные специальные законодательные акты по коллективно-договорному управлению трудовыми отношениями. Происходило это в Норвегии. Такой акт был принят в 1915 г., в Германии – в 1918, а в Финляндии – 1924 г. В 1948 г. МОР приняла Конвенцию номер – 87, которая гласила о свободе ассоциации, равно как и о защите права на организацию. В 1949 г. – была принята Конвенция номер 98, гласящая о применении основных принципов права на определенную организацию и ведение любых коллективных переговоров. В свою очередь рекомендация номер 91 несла информацию о коллективных договорах (датированная 1951).  Номер 94 поясняла все подробности о консультациях и сотрудничестве между самим предпринимателем и трудящимся на предприятии. Конвенция номер 113 – сообщала положения о консультациях и взаимодействиях между правительством и организациями отдельных предпринимателей и рабочих. Конвенция номер 154 содержит в себе всю информацию о благополучном и грамотном содействии коллективным переговорам (1981). Данные конвенции входят в систему госзаконодательства и представляют собой правила обязательные для выполнения.

Понятие и формы соцпартнерства

Базовую часть трудового права составляют отношения работника и работодателя. При этом часто привлекается и третья сторона в лице различных государственных органов.

Под социальным партнерством предполагается взаимное сотрудничество работников и их представителей, работодателей и их представителей, органов государственной власти и местного самоуправления, которое направлено на согласование интересов работников и работодателей. Причем обсуждаемые вопросы могут быть не только трудовыми, но и связанными с ними.

Функции и принципы

Функции социального партнерства бывают:

  • прямые (их реализация обеспечивает социальный баланс в обществе);
  • косвенные (опосредованное воздействие на развитие общества и экономической демократии, сохранение социальной стабильности, социально-экономической безопасности).

Принципы — то, на чем базируются взаимоотношения сторон. Среди них выделяют:

  • взаимоуважение сторон;
  • равноправие;
  • наличие соответствующих полномочий;
  • неукоснительное следование нормам трудового права, иных правовых актов;
  • решение вопросов осуществляется путем проведения переговоров;
  • принятие обязательств сторонами осуществляется добровольно;
  • государство всячески содействует соцпартнерству;
  • свобода при выборе темы трудовой сферы, подлежащей обсуждению;
  • принятые обязательства должны быть выполнимыми;
  • коллективные договора и соглашения должны соблюдаться сторонами;
  • за выполнением обязательств осуществляется контроль.

Социальное партнерство позволяет сторонам урегулировать тот перечень вопросов, который не разрешен трудовым законодательством либо рассмотрен кратко.

Формы

Формы взаимодействия сторон социального партнерства разнообразны (ст. 27 ТК РФ). При их выборе они руководствуются лишь удобством и приемлемостью конкретного вида для разрешения поставленного вопроса.

Можно выделить:

  • переговорный процесс;
  • консультации по регулированию трудовых и связанных с ними отношений, соблюдению гарантий трудовых прав, совершенствованию трудового законодательства, в том числе правовых актов, содержащих такие нормы;
  • управление организацией работниками посредством своих представителей;
  • разрешение трудовых споров путем взаимного участия представителей работников и работодателей.

Базовую часть любой формы составляет равноправие всех участников. Инициативу начала взаимодействия могут проявить как работники (представитель), так и работодатели (представитель).

Стороны и органы, взаимодействующие в соцпартнерстве

В качестве стороны социального партнерства может выступать государство. Такое возможно, когда органы государственной власти и местного самоуправления являются работодателями либо третьим лицом. В последнем случае это оговаривается нормативными актами в области трудового права.

Представителями государства могут быть:

  • Министерство труда и социальной защиты РФ;
  • Правительство России;
  • служба занятости населения;
  • администрация субъекта и прочие.

Представителями работников являются:

  • профсоюз (в большинстве случаев);
  • выборный непрофсоюзный орган.

Последний формируется, если нет профсоюза либо в его состав входит менее 50% работников и он не уполномочен представлять интересы всего коллектива.

В качестве представителя работодателя выступает:

  • руководитель предприятия;
  • если работодатель — индивидуальный предприниматель, то он сам;
  • уполномоченное лицо;
  • совет директоров;
  • управляющая организация;
  • внешний или конкурсный управляющий;
  • министерство и прочие.

Внимание! Группа работодателей в целях представления общих интересов может объединиться в некоммерческую организацию.

Выводы

На данный момент некоммерческие и общественные организации получили возможность более комплексно, целенаправленно и эффективно развивать гражданское общество, повышать активность граждан РФ. За прошедшее десятилетие произошли существенные изменения, связанные с оформлением трех самостоятельных секторов. Заложена правовая база, регулирующая не только статус и условия их деятельности, но и принципы взаимодействия между ними. В последнее время все чаще обсуждаются вопросы социальной ответственности бизнеса, как добровольный вклад бизнеса в развитие общества и ответственность за последствия ведения бизнеса перед обществом.

В целом, несмотря на все предпринимаемые усилия государства в области развития социального партнерства уровень его развития не соответствует мировой практике, основная проблема, требующая незамедлительного решения, на наш взгляд, корректировка нормативно-правовой базы и более лояльные условия для создания и развития общественных и благотворительных организаций.

Список источников

  • Белоусова Е.В., Лебедева Н.С. Применение форм и технологий механизма социального партнёрства в деятельности социального работника на региональном уровне // Отечественный журнал социальной работы. – 2011. – № 4. – С. 106-109.
  • Котлярова И.О., Сериков Г.Н. Роль социального партнёрства в социальной политике, направленной на самореализацию человека // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. – 2010. – № 3. – С. 22-26.
  • Шадрин В.В. Нравственные начала законодательства о социальном партнёрстве // Материалы Международной научной конференции «Взаимодействие права и морали». – Москва, 2014. – С. 233-236.
  • Яковлева А.Е., Галимова А.Ш. Роль социального партнёрства в российской модели социально-трудовых отношений // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 5 (33). – С. 34.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector